Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
1. История создания

Курт Танк в кабине Fw 190    Истребитель Fw 190 был создан на фирме Фокке-Вульф Флюгцойгбау АГ под руководством талантливого немецкого инженера-авиаконструктора Курта Танка. Работы по созданию истребителя с высокой энерговооруженностью, оснащенного звездообразным двигателем воздушного охлаждения, были начаты в 1937 г. Первый летный образец нового истребителя с гражданским буквенным кодом D-ОРZЕ, позже замененным на военный FO+LY, поднялся в воздух 1 июня 1939 г. Его пилотировал главный летчик-испытатель фирмы Ханс Зандер. Отзывы летчика о новом истребителе были в целом положительные, особенно отмечалась хорошая маневренность и управляемость во всем диапазоне скоростей, более высокая, чем у Вf 109Е, скороподъемность, а также высокие разгонные характеристики на пикировании. Макет самолета Fw 190Недостатки прототипа, отмеченные Зандером, заключались в плохом обзоре из кабины вперед, особенно на рулении, взлете и посадке, а также в повышенной температуре воздуха в кабине от слишком близко расположенного двигателя.
    Руководство Люфтваффе считало, что имевшийся на вооружении в Германии самолет Bf 109 является лучшим истребителем мира, но, исходя из мирового опыта, приняло решение о разработке и принятии на вооружение истребителя другого типа, имеющего отличные от Bf 109 характеристики и конструкцию. После закрытия малоперспективных программ истребителей Хейнкель-100 и Хейнкель-112 таким самолетом суждено было стать Фокке-Вульфу Fw 190.
Сборка первого опытного Fw 190V-1    Этот истребитель являлся воплощением новой концепции воздушного боя, выдвинутой впервые Куртом Танком и впоследствии доказавшей свою жизненность. Имея более высокую, чем у большинства его потенциальных противников, нагрузку на крыло, Fw 190 априори обладал худшей горизонтальной маневренностью, но в то же время благодаря своему мощному двигателю — «двойной звезде» BMW-139 (1550 л. с. на взлетном режиме) — самолет имел высокую энерговооруженность, а стало быть, и скороподъемность, и скорость. Облагороженная аэродинамика, точная подгонка листов обшивки, плотное прилегание капотов и лючков и высокое качество поверхности планера, клепанного впотай, также способствовали значительному снижению вредного сопротивления и достижению высокой скорости. Качество сборки и послесборочной доводки у Bf 109 было не в пример хуже.
Модель Fw 190 с крылом увеличенного
размаха в аэродинамической трубе    Второй опытный экземпляр, Fw 190V-2, имел буквенный индекс FO+LZ и отличался от прототипа, V-1, иным капотированием втулки винта, впоследствии ставшим стандартным. Оказалось, что примененный на прототипе широкий кок-воздухозаборник не дает рассчетного снижения сопротивления винтомоторной группы, а весит значительно больше стандартного. Кроме того, кок-воздухозаборник не обеспечивал двигателю должного охлаждения. На Fw 190V-2 впервые было установлено вооружение: два 7,92-мм и два 13,2-мм синхронизированных пулемета. Оба опытных самолета были перевезены на полигон Люфтваффе в Рехлин, где прошли их войсковые испытания. В их ходе была достигнута скорость 595 км/ч — почти на 30 км/ч больше, чем у Bf 109E того же года выпуска. После отстрела вооружения и 50 часов испытательных полетов самолет был потерян из-за разрушения коленвала двигателя.
Fw 190V-1 на аэродроме    Самолеты войсковой серии получили более мощный новейший двигатель BMW-801C (1600 л. с), усиленную мотораму и сдвинутую назад кабину (начиная с пятого прототипа), обретя свой окончательный неповторимый облик. При этом была решена проблема жары в кабине — летчик теперь располагался на достаточном удалении от двигателя, а в образовавшемся пространстве разместили ящики боекомплекта увеличенной емкости для пристрелочных пулеметов. По результатам испытаний была заказана серия из 18 самолетов под индексом Fw 190A-0, предназначенная для ознакомления строевых летчиков с новым типом истребителя. Истребитель Fw 190A-1Начиная с восьмого самолета серии, Fw 190 получил крыло увеличенного размаха, что стало впоследствии стандартным. Самолет произвел огромное впечатление на высших чинов Люфтваффе, и по личной инициативе рейхсмаршала Германа Геринга в середине 1940 г. на заводах в Бремене и Гамбурге была в срочном порядке подготовлена оснастка и развернуто производство самолетов первой крупной серии, Fw 190A-1, отличавшихся от А-0 несколько измененной формой капота двигателя и пиросистемой принудительного аварийного сброса фонаря кабины. К июню 1941 г. на вооружении Люфтваффе имелось уже 30 самолетов серии А-1 и 10 — серии А-0, доработанных до стандарта А-1.

  

Назад 2. Конструкция самолета