Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
3. В строю Люфтваффе

Fw 190A-2 из состава JG26    Поначалу вооружение Fw 190 было откровенно слабым — оно состояло всего из четырех синхронных 7,92-мм пулеметов Рейнметалл-Борзиг MG17, имевших довольно низкую скорострельность. Два пулемета с боекомплектом 860 патронов на ствол располагались перед кабиной летчика и стреляли поверх капота двигателя, а еще два, с боекомплектом в 1000 патронов на ствол, — довольно нетривиально, в корне крыла в пределах диска винта.
Fw 190A-3/U2    Стволы крыльевых пулеметов проходили через верхнюю часть колодцев стоек основного шасси. С одной стороны, конструктор пошел на некоторое снижение скорострельности бортового оружия из-за необходимости его синхронизации, но зато самолет получил залп с минимальным рассеиванием. К тому же тяжелые пулеметы и боекомплект к ним располагались возле центра массы самолета, благодаря чему увеличивалась скорость входа в вираж. После принятия самолетов серии А-0 на вооружение на них дополнительно установили две несинхронные 20-мм пушки Эрликон MGFF с боекомплектом по 200 снарядов на ствол. Это оружие имело отменную баллистику, высокую дальность и кучность, но при этом было чрезмерно сложным по конструкции, тяжелым и отличалось довольно низкой скорострельностью. Пушечная модель получила обозначение Fw 190A-1/U1.
Fw 190 на испытаниях катапультируемого кресла пилота. Опыт не получил дальнейшего развития    На самолетах следующей серии, А-2, крыльевые синхронные пулеметы были заменены на авиационные пушки MG151/20 с боекомплектом в 250 снарядов на ствол. Казенники пушек несколько выступали за контур профиля крыла, их закрыли обтекателями. Самолет Fw 190A-2 прошел испытания в конце июня 1941 г. на аэродроме Ле Бурже под оккупированным к тому времени Парижем. Самолеты этой модификации серийно выпускались в 1941-1942 гг. на заводах Фокке-Вульф, Арадо и АГО.
    В июле того же года авиаэскадра JG26 «Шлагетер» под командованием известного летчика-аса Адольфа Галланда, занимавшаяся освоением новых типов истребителей, поступавших на вооружение Люфтваффе, сменила свои Bf 109F-2 на Фокке-Вульфы Fw190 модификаций А-1 и А-2. Эскадра базировалась на севере Франции, на аэродромах Аббевиль и Сент Омер и часто вступала в боевое соприкосновение с английскими ВВС над Ла-Маншем. Английский трофей - Fw 190A-4Боевое крещение Fw 190A-1 произошло 27 сентября 1941 г., когда пара немецких машин, летевших на разведку, была встречена «Спитфайрами» V. Англичане приняли новый немецкий самолет за... трофейный Кертисс «Хок»-75. Первый бой прошел без потерь с обеих сторон. Но англичане вскоре со всей силой прочувствовали, что новый джерри со звездообразным мотором — куда более грозный соперник, чем кертиссовский «старичок», давно и заслуженно считавшийся «сидячей уткой». Имея преимущество в скорости над «Спитфайром» V на целых 50 км/ч, а также более высокую скороподъемность, скорость входа в вираж, мощь залпа и разгонную динамику, Fw 190 мог навязать «Спитфайру» бой, а в невыгодных условиях — уклониться от столкновения. Меньшая площадь его крыла отчасти компенсировалась более высокими несущими свойствами толстого профиля.
Опытный истребитель-бомбардировщик Fw 190A-0/U1    Новый истребитель тут же получил у летчиков RAF вполне заслуженную кличку «Летающий мясник». Королевские ВВС лишились заработанного большой кровью преимущества перед Люфтваффе, полученного в ходе битвы за Британию в боях с Bf 109 модификаций Е и F. Статус-кво был восстановлен лишь в июле 1942 г., когда на вооружение RAF стал поступать «Спитфайр» девятой модели.
    На раннем этапе службы Фокке-Вульфа Fw 190 отмечалась крайне низкая надежность мотора, ресурс которого составлял в среднем всего 25 часов. В декабре 1941 г. ставился даже вопрос об аннулировании программы самолета, но его выдающиеся летные данные помогли отстоять его.
    К осени 1941 г., когда значительные силы Люфтваффе были поглощены войной с Советским Союзом, боевая активность над Ла-Маншем свелась к минимуму. Воспользовавшись передышкой, немцы заменили в войсках на западе Fw 190A-2 самолетами серии А-3, отличавшимися более мощным двигателем Fw 190 Aa-3 турецких ВВСBMW-801D (1770 л. с.) и усиленным вооружением, дополненным двумя новейшими скорострельными 20-мм авиапушками Маузер MG151/20, установленными в крыле вне диска винта. При этом пристрелочные пулеметы MG17 на части самолетов серии были сняты. Параллельно в производство пошла и фоторазведывательная модификация А-3 с плановым АФА, расположенным за кабиной летчика.
    В октябре 1942 г., пытаясь дипломатией и военными поставками склонить Турцию к вступлению в войну на своей стороне, Германия продала этой стране огромную партию в 72 истребителя Fw 190Aa-3. Эти самолеты несли тропический кремово-зеленый камуфляж и имели вооружение, аналогичное модификации Fw 190A-1/U1 (4 синхронных 7,92-мм MG17 и 2 несинхронных 20-мм MGFF). Турецкие летчики, ранее летавшие на «Спитфайрах» V, сразу отдали предпочтение немецкой машине. Fw 190 летали в Турции до 1948 г.
Fw 190A-3 на полевом аэродроме    В ночь с 11 на 12 февраля 1942 г. германские линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелый крейсер «Принц Евгений» вышли из французского порта Брест, имея целью прорыв в порты Германии через Ла-Манш. Эта операция получила название «Церберус». Адольф Галланд, сменивший погибшего Вернера Мельдерса на посту инспектора истребительной авиации, получил указание организовать воздушное прикрытие кораблей на самом угрожаемом участке, вдоль французского побережья. «Церберус» стал первой большой операцией, в которой принял участие Fw 190. В подчинении Галланда имелись эскадры JG1 и JG2 «Рихтгофен», вооруженные самолетамии Fw 190A-3 Армина Фабера из состава 7/JG2 - трофей англичанBf 109F, истребители того же типа, приписанные к Парижской школе истребительной авиации, три десятка «ночников» Bf 110, эскадра JG26, вооруженная к тому времени Фокке-Вульфами Fw 190A-2 и А-3, а также Bf 109F. Операция прошла блестяще, корабли повреждений почти не получили, потери авиации были минимальными — 2 самолета. RAF лишились 14 машин — в основном торпедоносцев «Альбакор».
    В конце весны — начале лета 1942 г. разведывательная эскадрилья из состава JG26, имевшая на вооружении Fw 190A-3 в фоторазведывательном варианте, была переброшена на Восточный фронт, под Ленинград. Это был дебют Фокке-Вульфа Fw 190 в России. Первые потери на востоке пришлись на начало осени, главным образом из-за неинтенсивного использования новой техники. В сентябре сразу два Fw 190 были сбиты в одном бою и упали на территорию, занятую РККА.
Fw 190A-4/U3    А 23 июня 1942 г. RAF получили неожиданный подарок — на аэродроме в Пембри приземлился абсолютно целенький Fw 190A-2 с серийным номером 130313 из состава JG2 с петушиной головой на капоте. Его пилотировал обер-лейтенант Люфтваффе Армин Фабер. В составе своей эскадрильи незадачливый летчик шел на штурмовку британского аэродрома Морлэ, когда немцы были перехвачены «Спитфайрами» из чехословацкого 310-го авиакрыла. Потеряв ориентировку на местности и, видимо, не сверившись с компасом, отбившийся от своих Фабер принял Бристольский залив за Ла-Манш, перелетел его и, пребывая в полной уверенности, что он возвратился в северную Францию, совершил посадку на первый попавшийся полевой аэродром. И попал в плен. Кстати говоря, полной ясности с обстоятельствами пленения Фабера нет до сих пор: материалы его допросов засекречены.
Fw 190A-4 из состава 1JG/1, Голландия, 1943 г.    А его самолет был изучен экспертами RAF и авиационной промышленности, а затем облетан британскими летчиками-испытателями, в том числе одними из лучших пилотов своего времени X. Уилсоном и Э. Брауном, в Фарнборо, под Лондоном. При полетном весе 3900 кг на высоте 5,3 км истребитель развивал максимальную скорость 614 км/ч — один из лучших показателей для того времени. Особо отмечались прекрасная управляемость самолета как на скоростях, близких к максимальной, так и на посадке, чуткое реагирование на манипуляции ручкой управления, устойчивость на взлете. Нарекания вызвал плохой обзор вперед на посадке (кстати, этим же страдал и «Спитфайр»), с которым англичане справлялись, открывая фонарь на глиссаде и выглядывая из кабины, высунув голову влево. Хотя немцы этим приемом не пользовались. Удивление англичан вызвало отсутствие триммера в канале управления по курсу. Правда, по оценке Э. Брауна, это практически не влияло на пилотирование. Fw 190A-3/V3 с подвеской из восьми 50-кг
бомб в аэродинамической трубе - прообраз штурмовиков на базе Fw 190На больших скоростях Fw 190 практически не уступал по горизонтальной маневренности «Спитфайру» V, но на средних и малых скоростях, из-за более высокой, чем у «англичанина», нагрузки на крыло — около 200 кг/м2 — горизонтальная маневренность Fw 190 ухудшалась и преимущество переходило к «Спитфайру». В связи с этим Браун высказал мнение, что предпочтительной для Фокке-Вульфа Fw 190 тактикой в воздушном бою должна быть американская «Ударь и убегай», используя которую, самолет максимально реализует свою высокую скороподъемность и разгонные характеристики, не ввязываясь в «собачьи свалки» на виражах. Один из наиболее авторитетных британских авиационных специалистов того времени, Фрэнк Ллойд, определил концепцию Fw 190 как скоростного скороподъемного истребителя с ограниченной горизонтальной маневренностью и высказал мнение, что самолеты такого типа необходимы в строю наряду с маневренными истребителями для гармоничного развития структуры боевой авиации. Выводы были сделаны с завидной оперативностью — в 1944 г. на вооружение в Англии был принят самолет Хоукер «Темпест» конструкции Сиднея Кэмма, построенный по той же концепции, что и Fw 190.
Обтекатель объективов фотоаппаратов
под фюзеляжем опытного Fw 190A-3/U4    В начале августа 1942 г. на вооружение Люфтваффе стал поступать истребитель-бомбардировщик Fw 190A-4/U8, оснащенный усиленным подфюзеляжным пилоном, под который можно было подвешивать 500-кг бомбу, а также двумя подкрыльевыми узлами для подвески ПТБ. Стрелковое вооружение состояло лишь из двух пушек MG151/20. Авиагруппы JG26 и JG2, по-прежнему занимавшиеся освоением новой техники в бою, получили самолеты этой модификации в первую очередь. Сразу же истребители-бомбардировщики вступили в бой. 20 июля 1942 г., во время неудачной разведки боем, предпринятой канадскими десантниками в бельгийском порту Дьепп, именно истребители-бомбардировщики Fw 190A-4 из состава эскадры «Шлагетер» дали союзникам отпор с неба. С немецкой стороны это был дебют новой модификации Фокке-Вульфа, с английской же в бой вступил новейший истребитель Хоукер «Тайфун». Несмотря на существенные потери, немецкая машина с честью прошла боевое крещение: на счету Fw 190 в ходе этой операции — два сбитых «Тайфуна». Еще два истребителя этого типа погибли в ходе воздушных боев от разрушения хвостовых балок.
Авария Fw 190A-4    Fw 190A-4 также с успехом использовали для дневных и ночных блицналетов на прибрежные объекты в Англии. Самолеты парами на высоте 10-15 метров пересекали Ла-Манш, невидимые для британских РЛС, и обрушивали бомбовый груз на заранее намеченные объекты. Система ПВО не успевала среагировать, и немецкие пилоты уходили безнаказанно. Правда, материальный урон от подобных бомбардировок был невелик, так как Фокке-Вульфы не имели бомбовых прицелов и сбрасывали свой груз на глазок, но вместе с тем они оказывали на население прибрежных районов Англии большой деморализующий эффект. С тем чтобы пресечь попытки блицналетов, истребительное командование RAF было вынуждено прибегнуть к организации прибрежного патрулирования «Спитфайров», требующего значительных материальных затрат и очень малоэффективного. Ситуация изменилась лишь с поступлением на вооружение в Великобритании самолетов Хоукер «Тайфун», имевших высокую скорость на малой высоте.
Fw 190A-4/U3 стал прототипом серии «F»    Начиная с модификации Fw 190A-4 и далее, на самолетах устанавливалась система водометанолового форсажа MW50. Водометаноловая смесь тормозила процесс детонации, позволяя достигать более высокого давления в цилиндрах. Система могла использоваться в течение очень короткого времени из-за быстрого перегрева двигателя и опасности его заклинивания, давая значительный прирост мощности, но при этом необходимо было часто регулировать искровой зазор.
    На модификации А-4 устаревающая радиостанция FuG-7 была заменена на FuG-16Z. Внешнее различие свелось к установке небольшой радиомачты для проволочной растяжки — антенны на верхушке киля. Проволочная растяжка проходила через блок в сдвижной части фонаря и имела механизм натяжки.

  

Назад