При реставрации своих находок каждый
кладоискатель рано или поздно сталкивается с
необходимостю придать найденным раритетам
приличный вид. Неважно, делается это для
последующей реализации, либо для помещения в
собственную коллекцию, но ведь всегда приятно,
когда найденная с такими трудами вещь радует
глаз своим безупречным внешним видом. Таких
возможностей, какие имеют музейные
реставрационные мастерские мы, к сожалению не
имеем, поэтому постараемся справиться с этой
проблемой собственными силами, при помощи
легкодоступных подручных средств. На этой
странице мы хотим поделиться некоторыми
"дедовскими" рецептами химического
окрашивания черных и цветных металлов,
собранными из различных старинных технических
журналов. Придание железу каштаново-бурого
цвета
Наливают 16 капель азотной кислоты в фарфоровый
сосуд, нагревают последний, прибавляют 32 капли
сурьмяного масла, затем 16 капель оливкового и
кипятят до полного соединения масла с остальными
веществами. Подогретые и предварительно
очищенные железные предметы покрываются этой
протравой, оставляются на 12 часов, обтираются
щеткою, снова подогреваются, покрываются
протравою и снова протравляются еще раз 12 часов.
(«Иллюстрированный технический обзор», №
2/1884)
Окрашивание цинковых поверхностей
Совершенно чистый и не содержащий свинца металл
натирается песком и соляною кислотою,
промывается, высушивается пропускною бумагою и
затем погружается в раствор, состоящий из 3
частей виннокаменно-медной соли, 4 частей едкого
натра и 48 частей дистиллированной воды при
температуре около 10°C. Смотря по
продолжительности погружения, окрашивание
различно: так, например, в две минуты происходит
фиолетовое, в три — темно-синее, в четыре с
половиной — золотисто-желтое и в восемь с
половиной — пурпурово-красное. По достижении
желаемого оттенка хорошо промывают цинк водою и
для лучшего сохранения покрывают лаком.
(«Иллюстрированный технический обзор», №
22/1884)
Чернение меди
Приготовляют насыщенный раствор сернокислой
меди и прибавляют к нему столько нашатырного
спирта, чтобы смесь приняла прекрасный яркий
прозрачный синий цвет. Обрабатываемая вещь
опускается в этот раствор на несколько минут,
затем вынимается и слегка нагревается, пока не
почернеет. Более прочное чернение получается,
если медную вещь погрузить в насыщенный раствор
металлической меди в азотной кислоте и затем
слегка нагреть. Иначе: приготовляют насыщенный
раствор сернокислой меди и прибавляют столько
углекислой соды, чтобы образовался осадок
углекислой меди. Жидкость с этого осадка сливают,
самый осадок промывают и растворяют в нашатырном
спирте. В остальном поступают, как в первом
рецепте чернения меди. Для чернения медная вещь
может быть также опущена в раствор хлорного
железа (одна часть по весу на одну часть воды).
(«Журнал новейших открытий и изобретений», №
10/1899)
Окрашивание латуни в черный цвет
Смешивают вместе 180 граммов углекислой окиси
меди, 400 граммов нашатырного спирта и 400 граммов
воды. В эту смесь погружают предварительно
очищенные латунные предметы, почаще быстро
вынимают их для наблюдения, затем ополаскивают
водою и высушивают в опилках; такой процесс
повторяется еще два раза. В заключение слабо
натирают небольшим количеством льняного масла.
(«Иллюстрированный технический обзор», №
23/1882)
Окрашивание латуни в синий цвет
В одной чашке растворяют в полуведре
дистиллированной воды 600 граммов
серноватисто-натровой соли, а в другом немного
большем таком же сосуде — 200 граммов свинцового
сахара также в полуведре воды. Первый раствор
смешивают со вторым и нагревают смесь до 94-96°C.
После этого кладут в нее чисто отполированные
предметы и равномерно нагревают в песчаной бане
в течение 4 минут. При достижении желаемого
оттенка вынимают предметы и тщательно
прополаскивают водою. Другой способ, в
особенности пригодный для тонких предметов,
состоит в погружении в раствор 50 частей хлорного
железа и 50 частей желтой кровяной соли, после
чего предметы покрываются бесцветным лаком.
(«Иллюстрированный технический обзор», №
23/1884)
Окрашивание латуни в разные цвета
Бурый цвет получается погружением латунных
предметов в раствор хлорного железа после
предварительного протравливания в разведенной
серной кислоте, очищения песком и водою и
высушивания. Крепость раствора определяет
оттенок. Фиолетовый достигается погружением в
раствор хлорной сурьмы; шоколадно-бурый — обжиганием металла с влажною красною окисью
железа и последующей полировкою небольшим
количеством свинцового блеска.
(«Иллюстрированный технический обзор», №
10/1884)
Гладко выточенные или отполированные латунные
вещи можно покрывать великолепным
золотисто-желтым, оранжевым или карминово-красным слоем окиси, опуская их в смесь из 5
частей едкого натра, 50 частей воды и 10 частей
влажной углемедной соли (углекислой окиси меди).
Оттенки появляются в несколько минут, и весьма
легко наблюдать за их развитием. При появлении
желаемого тона вынимают латунную вещь, промывают
хорошенько водою и высушивают в мелких опилках.
(«Иллюстрированный технический обзор», №
21/1882)
Латунным предметам можно придать
золотисто-желтый цвет посредством жидкости,
которая приготовляется кипячением в продолжение
15 минут 4 частей едкого натра и 4 частей молочного
сахара со 100 частями воды и прибавлением 4 частей
концентрированного раствора медного купороса
при непрерывном размешивании. Полученную
жидкость охлаждают и кладут в нее предварительно
очищенные предметы, принимающие вследствие
этого золотистый цвет. При более продолжительном
лежании в таком растворе предметы принимают
сначала голубоватый, а потом радужный цвет.
(«Иллюстрированный технический обзор», №
14/1884)
СОВРЕМЕННЫЕ
НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ В ПРИВОДИМЫХ РЕЦЕПТАХ |
Сурьмяное масло |
Треххлористая сурьма |
Серноватисто-натровая соль |
Серноватистокислый натрий |
Свинцовый сахар |
Уксуснокислый свинец |
Углекислая окись меди (углемедная соль) |
Основной карбонат меди |
Молочный сахар |
Лактоза |
Уксусномедная соль (ярь-медянка) |
Основная уксуснокислая медь |
Винно-каменно-медная соль |
Медное производное виннокаменной
кислоты |
|