Кладоискательство — увлечение XXI века

    Кладоискательство — древнейшая страсть человечества. И кто бы мог подумать, что в XXI веке она вспыхнет с новой силой и захватит не только романтиков-одиночек, но и целые международные организации! Впрочем, ничего странного в этом нет — люди создали технику, позволяющую видеть под землей и под водой, а по Интернету каждый желающий может получить карту сокровищ, зарытых в любой точке земного шара.
    В первую очередь технический прогресс помогает исследователям морских глубин, где, судя по всему, погребено гораздо больше золота и бриллиантов. В землю люди закапывали кубышки, а на дно отправлялись целые эскадры, груженные драгоценностями…

ЗОЛОТАЯ ТРОПИНКА ВЕЛА В МОРЕ

    «Мы продвигались вглубь коралловых зарослей, и вдруг перед нами открылась широкая впадина в морском дне, сплошь покрытая золотыми монетами будто желтым песком. Ни один голливудский сценарист не мог бы выдумать подобное! Золотые дублоны лежали в несколько слоев, усыпая плоский коралловый риф. Невозможно было поверить, что они лежат здесь уже двести пятьдесят лет — чистенькие, точно их рассыпали только вчера! Мы обеими руками сгребали эту золотую россыпь в ведра, а она все не убывала», — так рассказывал о своей первой экспедиции инженер-строитель Кип Вагнер.
    А ведь он даже и не собирался становиться кладоискателем, считая это занятие напрасной тратой времени. Однако на Атлантическом побережье Флориды жители городка Себастьян часто находили старинные монеты. Находил их и Вагнер. Однажды он рассказал об этом своему знакомому, врачу Кипу Келсо. А тот взял да и отправился в Вашингтон в библиотеку конгресса, где в старинных книгах нашел информацию о том, что в 1715 году во время страшного урагана испанская эскадра из одиннадцати галеонов, доверху груженная сокровищами, затонула близ Себастьяна!
    Вагнер и Келсо арендовали старый самолетик и уже на второй день поисков с воздуха обнаружили в прозрачной воде бухты очертания затонувшего корабля. Это был один из галеонов испанской «эскадры сокровищ». Друзья подняли с морского дна несколько тысяч золотых дублонов и серебряных пиастров, золотые и серебряные слитки, драгоценные украшения и старинный китайский фарфор.
    В январе 1967 года в Нью-Йорке, в зале «Парк Берн», была устроена выставка некоторых находок, а 4 февраля прошел аукцион, который вызвал огромный интерес у нумизматов, антикваров, ученых, любителей приключений. Начался настоящий бум кладоискательства, и тут же возникла целая индустрия, обеспечивающая охотников за сокровищами всем необходимым — от снаряжения до затонувшего корабля. Есть на нем сокровища или нет, не так уж и важно, ведь для того чтобы достать монетку с морского дна, каждый клиент платит компании несколько тысяч долларов. А поиски клада в бухточке заштатного курорта неизбежно привлекают туристов. Торговец автомобилями Джордж Туллок вложил в экспедицию к легендарному «Титанику» двадцать миллионов долларов. Он поднял с корабля пять тысяч предметов и с лихвой окупил свои затраты, продав на сувениры даже кусочки угля — по 25 долларов за штуку. Конечно, на «Титанике» можно разжиться не только углем — корабль вез огромные ценности. Стоимость только золотых слитков оценивается в десятки миллионов долларов, а кроме того, мешки с бурскими алмазами (на 5 млн. долларов), сейфы с драгоценностями (около 2 млрд. долларов) и так далее.

КАКИЕ БОГАТСТВА ПОКОЯТСЯ НА ДНЕ МОРСКОМ?

    По приблизительным подсчетам, за несколько столетий только в Атлантическом океане утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов (это без учета стоимости исторических реликвий). Самой большой морской сокровищницей считается бассейн Карибского моря. В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Богатство ацтеков и инков всего за одно столетие увеличило золотой и серебряный запас европейских стран в пять раз. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов.
    Сегодня кладоискательство стало повальным увлечением на южном побережье Флориды. Пунктов проката подводных металлодетекторов здесь не меньше, чем пунктов проката пляжных принадлежностей. Трудно остаться в стороне, если знаешь, что море буквально напичкано пиастрами. И даже известно, где они лежат.

ЗОЛОТО ВИКИНГОВ И СЕКРЕТНЫЕ БАЗЫ В АРКТИКЕ

    Впрочем, необязательно ехать так далеко. В одном только Финском заливе лежит более шести тысяч затонувших кораблей, немногим меньше их в Ладоге. В Средние века этот район был очень оживленным — здесь проходил путь из варяг в греки. На Ладоге находился один из крупнейших культурных центров Северной Европы — Алдегьюборг (современная Ладога, первая столица русского государства). Позже и в Тихвине, Сясьском устье, были мощные верфи. В XVII веке ежегодно только в Швецию ходило 50 русских торговых кораблей. Многие из них потонули во время штормов и морских сражений.
    Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы — такие как корабль посольства герцога Шлезвиг-Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии (оно затонуло в 1718 году); русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши; суда, которые вывозили грузы из Таллина в Кронштадт в 1941 году; финские и немецкие транспорты, которые в 1944 году эвакуировали ценности из Выборга. Весной 1945 года велась активная эвакуация ценностей рейха из Германии, в основном в Швецию и Данию. Известно более 100 кораблей, ушедших этим маршрутом. Не менее 10 из них потоплены. 5 мая из Киля ушел подводный крейсер U-534 водоизмещением 1800 тонн. На следующий день его потопили английские самолеты. Но несколько человек из экипажа спаслось. Среди них был старший помощник капитана. На допросе он показал, что на подлодку погрузили 11 ящиков спецгруза, который привезли на машинах с номерами абвера. Когда они вышли в море и вскрыли конверт с инструкциями, то оказалось, что нужно доставить груз на секретную базу в море Лаптевых, в устье Лены, и там замуровать… Эта база до сих пор не найдена. Хотя подобная была обнаружена на Северной Земле, и судя по всему, она не единственная. Неизвестно, сколько ценностей захоронено на этих секретных базах.

ПОДВОДНАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

    — Дно нужно рассматривать как новую хозяйственную провинцию. Она может дать огромные доходы. Подсчитано, что примерная стоимость лежащих на дне Балтики сокровищ — порядка 50 миллиардов рублей, — считает Андрей Лукошков, президент акционерной компании «Морские технологии». Это единственная в Петербурге научная организация, которая занимается поиском затонувших кораблей. — Мы — горные инженеры подводной геологоразведки. Наши технологии можно с успехом применять для поисков объектов на морском дне. Впервые мы занялись этим в 1989 году по просьбе института археологии. Нашли древний корабль. Это дело нам очень понравилось, ведь в каждом мужчине сидит мальчишка…
    Определить ценность того, что лежит на дне, — непростая задача. Сначала изучаются архивные документы, таможенная статистика. Например, только за последние 10 лет XIX века в Россию, преимущественно морем через Петербург, было ввезено 330 тыс. тонн свинца, 22 тыс. тонн олова, 5,7 тыс. тонн серебра и 690 тонн золота. Значительными статьями ввоза были часы, драгоценные камни, фарфор, экипажи, автомобили, паровозы, предметы быта, напитки. Особенно шампанское, которого ввозили миллион бутылок в год. Учитывая, что ежегодно погибало от 0,5 до одного процента кораблей, общая стоимость потерянных только в Финском заливе в XVIII и XIX веках грузов оценивается в 12-16 млрд. рублей.
    Большой доход могут дать не Только поднятые со дна ценности. Поиски кладов — дорогостоящий вид туризма. Ежегодные расходы европейских туристов-ныряльщиков составляют 2,5 млрд. евро. Развитие Петербурга во многом зависит от того, сумеем ли мы сделать прорыв. А зона прорыва — дно, с которого надо собрать несметные богатства. Условия для поиска на Балтике исключительно благоприятные. Нигде в мире нет такой концентрации затонувших кораблей. Глубины у нас маленькие, а в пресной холодной воде с бедной фауной все отлично сохраняется. Группа Лукошкова поднимала со дна старинные бумаги — их можно читать. Сапоги, сшитые 200 лет назад, можно носить.
    Однако найти на морском дне сокровища бывает непросто. Многие из них погребены под многометровым слоем ила, песка и камня. Магнитометры, реагирующие на металл, чаще находят не золото и серебро, а содержащие железо вулканические породы. В последнее время стали появляться более совершенные приборы, новые технологии разведки, и сейчас у нас есть все возможности для изучения и подъема морских кладов. Да и кладоискателей в России становится год от года больше. Но подавляющее их большинство ищет денежки на твердой почве, потому что морской поиск русскому человеку не по карману. А тем временем ближайшие соседи выуживают из балтийской воды ценности, принадлежащие нашей стране.

ФИННЫ ВЫПИЛИ НАШ КОНЬЯК

    Осенью 1997 года в двадцати милях от Раума на глубине 65 метров шведско-финская экспедиция нашла судно «Йенчепинг» и обнаружила на нем запчасти для паровозов и… 4400 бутылок французского шампанского 1907 года розлива, 67 дубовых бочек с 40 тысячами литров отличного коньяка и 17 бочек с бордо общей вместимостью 5780 литров. «Вкус прекрасный и качество отменное», — так оценил груз Дункан Мак Эуен, эксперт лондонского аукциона «Кристи».
    Для кого предназначалось это вино? Оказывается, в 1916 году «Йенчепинг» вез из Финляндии в Россию части к паровозам, в которых нуждалась русская армия. А коньяк и шампанское было куплено для маскировки. В Ботническом заливе, недалеко от Раума, судно перехватила германская субмарина U-22. Немцы не нашли главного груза. «Но и вино не должно достаться врагу», — решили они и потопили корабль. Команде разрешили добраться до берега на лодке. Сейчас груз оценивается в 30 млн. долларов. Во время дележки между шведами и финнами возник серьезный конфликт. Ситуация обострилась тем, что у части груза нашелся владелец. Вино покупал Центральный банк Финляндии, которая тогда входила в состав России. Банк заявил, что груз принадлежит Петеру Фрюкману, так как заказ оформлял его дед. Но есть документы, что за коньяк и шампанское заплатило русское правительство. Почему же его должны делить те, у кого купили, и те, в чьих водах нашли? Не знаю, существует ли на планете еще одно государство, столь же равнодушное к своим сокровищам, как наше? Пока остальные страны демонстрируют совсем другое поведение.
    Недавно компания «Саб Си Решеч» из Портленда (США), специализирующаяся на подводных работах, обратилась к властям Флориды с просьбой разрешить ей поднять со дна затонувший у берегов этого штата во время бури в 1755 году галеон «Нотр-Дам де Деливранс», на котором содержатся сокровища на общую сумму в 3,2 млрд. евро. Это самое большое таящееся на морском дне подводное сокровище, которое когда-либо было обнаружено.
    Но сообщение об этом факте вызвало большой интерес в Испании, так как галеон, хотя и плавал под флагом Франции и имел французский экипаж, был зафрахтован властями Мадрида для перевозки в Испанию сокровищ из испанских колоний Мексики, Перу и Колумбии.
    Согласно документам той эпохи, на галеоне длиной 50,5 метра находились предназначавшиеся испанскому королю Карлу III 473 кг золота в слитках, 15,5 тыс. золотых дублонов, более 1 млн. монет, 24 кг чистого серебра и другие сокровища.
    Суд Флориды разрешил американской компании начать работу по извлечению груза галеона. Однако испанские и французские власти резко воспротивились этому решению. Полагая, что, согласно подписанному в 1902 году соглашению с США, именно они имеют право собственности на эти богатства, так как груз принадлежал Испании, перевозился французами, и кроме того, на затонувшем корабле покоятся тела моряков обеих стран.
    Госдепартамент США признал права Испании на эти сокровища, сославшись на созданный в 2001 году Верховным судом США прецедент, когда суд запретил искателю морских сокровищ Бену Бенсону и поддерживавшему его штату Вирджиния прикасаться без разрешения Испании к грузу, обнаруженному им на испанском фрегате «Хуно», также затонувшем во время шторма. Однако компания из Портленда и власти штата Флориды считают государственный департамент США неправомочным принимать решение по поводу судьбы галеона. Борьба продолжается.
    По данным ЮНЕСКО, кладоискатели ежегодно достают со дна вещи, в основном старинные, стоимостью в сотни миллионов долларов. Идет никем не контролируемое расхищение археологических ценностей. Поэтому ЮНЕСКО сочла необходимым принять конвенцию о защите подводного культурного наследия. Против ее нарушителей предусмотрены санкции, в том числе конфискация незаконно добытых ценностей. Недавно составленный документ был одобрен, но для того чтобы он вступил в законную силу, конвенцию должны ратифицировать 20 стран. Пока этого не произошло, еще можно успеть снарядить экспедицию или просто нанять старый самолетик и катер, и даст бог повезет, как счастливцу века Кипу Вагнеру — выпотрошить один из галеонов золотой или серебряной испанской эскадры.
    Если кто-то из наших читателей собирается отдохнуть где-нибудь на островах, можем дать наводку:
    Азорские острова, остров Файял. В 1594 году англичане потопили здесь португальский корабль «Чагас», в трюмах которого находилось около 7 тонн золота.
    Отмели Силвер-Бэнкс, вдоль которых разбросаны останки 16 испанских галеонов, затонувших в 1643 году во время шторма. Общая стоимость груза оценивается в 65 млн. долларов.
    Ки-Уэст. Здесь погибли галеоны «Нуэстра сеньора де Аточа» и «Санта Маргарита», налетевшие на рифы в 1622 году. Их груз оценивают в 250 млн. долларов. Но часть сокровищ уже поднята.
    Бухта Виго. В ходе сражения с англо-голландской эскадрой было потоплено 17 испанских галеонов.
    Остров Св. Елены. В 1613 году португальцы потопили здесь голландский корабль «Витте Лиув» с грузом золота и 1311 бриллиантами.
    Малаккский пролив. В 1511 году здесь разбился на рифах флагман португальского флота, на борту которого находились ценности на 9 млрд. долларов.

Нина Глазкова
«Секретные материалы» (Санкт-Петербург), № 17/25.08.2003.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
Лев Скрягин «Затонувшие сокровища»Лев Скрягин
«Затонувшие сокровища»
(Москва, «Транспорт»; 2002)

  

Назад