Адрес сокровищ - Семлевское озеро.

    В первой половине прошлого века искал в озере «золотую карету» подполковник Четвериков, во второй половине того же столетия помещик Шагаров и княгиня Клеткова. В наше время поиски клада продолжаются...

    Во все времена были люди, которые терпеть не могли тайн. Мы пишем для других, не ведающих наслаждения большего, чем погоня за неведомым.
    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ сержанта наполеоновской гвардии Бургона: «Рабочая команда была отряжена, чтобы снять крест с московской колокольни Ивана Великого для доставки его в Париж в качестве трофея и в память наших побед».
    ИЗ КНИГИ ВАЛЬТЕРА СКОТТА «Жизнь Наполеона Бонапарта»: «Все иконы, картины, украшения были собраны и погружены на повозки, дабы следовать за отступавшими войсками, и без того уже обремененными огромным обозом».
    ИЗ ДОНЕСЕНИЯ русского разведчика: «На сих днях ждут здесь двести повозок с золотом и серебром. Поход их так скор, что и днем и ночью едут и идут к Вязьме».
    ИЗ ЗАПИСОК Коленкура, обер-шталмейстера императорского двора: «Из Вязьмы выступали первого ноября. В тот день казаки напали на наш обоз и имели некоторые успехи. Второго ноября мы были в Семлеве».
    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ графа де Сегюра, адъютанта императора: «Нам пришлось бросить в Семлевское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест с колокольни Ивана Великого».
    Любопытно, не правда ли? И заманчиво.
    В первой половине прошлого века искал в озере «золотую карету» подполковник инженерного корпуса Четвериков.
    Во второй половине того же столетия - местный помещик Шагаров и приезжавшая из Смоленска княгиня Клеткова.
    С тысяча девятьсот шестидесятых годов занимались поисками клада московские и ленинградские студенты, аквалангисты клуба «Нептун», энтузиасты из Ростова, Таганрога, Вязьмы, Смоленска. И никто ничего не нашел.
    - Работа тяжелая, - свидетельствует руководитель поисков Дмитрий Федорович Кравченко. — На дне ил. В нем завязнешь, Так и себя не вытащишь. Но золото там, это точно. И приборы показывают. Измеряли разные организации, в разное время года и независимо друг от друга. Значит, данные объективные. И еще один факт любопытный. В озере ни рьгб, ни лягушек. И ничто не гниет, хотя по всем показателям должна быть гниль. Пока объяснение только одно: повышенная концентрация ионов серебра, а серебро не дает развиваться бактериям.
    Сокровища искали зимой и летом со льда и с плотов. На дно спускались аквалангисты и водолазы с металлоискателем. Использовался экскаватор. Подняли несколько бревен со странными зарубками, использовать которые можно было только для одного: положить на топкий берег и по ним скатывать в воду что-то тяжелое. Исследовали северо-западную часть озера, как район наибольшего сгущения аномалий - и магнитных и геофизических. Точка поисков приходилась на «самое повышенное содержание золота». Но таких интересных аномалий очень много и в северной части оэера, возле самого глубокого его участка где, кстати, и проходила бывшая Смоленская дорога, по которой отступали наполеоновские войска.
    Однажды с помощью параметрического гидролокатора конструкции доктора технических наук В. И. Тимошенко из Таганрога «нащупали» предмет в иле, находящийся во взвешенном состоянии, в четырех метрах над минеральным дном; размеры внушительные - минимально три на четыре метра. Ход рассуждения кладоискателей был таков: если это крупный камень, то он лежал бы на грунте: если это скопление мелких камней, то почему ничего похожего нет в других местах озера? Конечно, такую же картину могли дать затонувшие деревья. Но тайна требовала своего, и цель получила кодовое название «Золотая карета».
    Для очистки от ила использовали ростовский эжектор. День за днем уходили под воду и всплывали аквалангисты. Пообедав прямо на льду и отогревшись, они вновь продолжали погружения.
    Увы, на глубине четырех метров оказался островок торфа, который и был засечен гидролокаторами. Но рядом были обнаружены гидролокатором и другие ззагадочные предметы, надо было добраться до них. Однако опыт первых погружений показал, что, работая в легком снаряжении, к ним не подобраться. Требовалась помощь профессиональных водолазов, а значит, и тяжелая техника.
    Ушло еще много времени на то, чтобы сделать по льду настил из бревен для передвижной электростанции, но трактор... утопили. Опять потеря времени. А тут уже кричат грачи: весна. Оставаться на льду рискованно...
    Так закончилась последняя экспедиция искателей сокровищ Семлевского озера. Ее участники обещали вернуться и продолжить поиск, но...
    Придут другие и, может быть, окажутся более удачливыми. Поживем - увидим.

В. В-ов.
«Искатель приключений», № 1/1993.


  

Назад