![]() ...Завершалась гражданская война, но басмаческое движение не спадало. Тем не менее после объявленной амнистии в Россию начали возвращаться беженцы, не запятнавшие себя кровью братоубийственной войны. Одним из таких эмигрантов был некий Успенский, бежавший в Китай после Октябрьской революции. В Китае он близко сошелся с таким же духовно обреченным, горько скучавшим по родине священником. Умирая, православный священник передал Успенскому план места сокрытия клада несметных сокровищ. Он был якобы зарыт предками этого церковника еще в период нашествия Чингисхана на Семиречье, т. е. истоки его уводили в глубь веков - в начало тринадцатого столетия. На плане было отмечено, что клад запрятан недалеко от Тюпа, около реки Котурга, на северо-восточном побережье озера Иссык-Куль. В этом месте должен был быть большой камень, близ которого в прошлом христиане молились Богу. План был снабжен довольно детальными подробностями, где объяснялись состав и стратиграфия клада. Он состоял якобы из двух частей - золотой и серебряной, для перевозки сокровищ будто бы потребовалось 160-200 верблюдов. Ценности были помещены на дно ямы в специальной упаковке, перекрыты каменными плитами с надписями. Плиты засыпали землей, толщиной примерно в два метра, затем место схорона бьло затоплено. Там образовалось небольшое озерцо. В целом легенда почившего в Китае священника едва ли выдержит строгую критику. Вряд ли полностью верил в нее и сам Успенский. Главное - заветный план с бесценным крестиком. Вернувшись по амнистии нз Китая в Киргизию, Успенский стал изыскивать возможности для извлечения клада. Для этого он из Успенского превратился в Ивана Андреевича Усенко и поселился близ места, указанного на плане, потом коротко сошелся со старожилами И. И. Кочергиным и С. М. Галкиным, которые хорошо знали окрестности, и открыл им тайну священника. В 1926 году, набрав группу в 14 человек, с разрешения местных властей компаньоны начинают раскопки не на реке Котурга, а в верховьях реки Курменты, по ее левому берегу в урочище Беткарагай. По словам Кочергина и Усенко, они спустили озерцо и стали копать шурф под скалу известняка. На некоторой глубине от поверхности среди наносных пород обнаружили находившегося в стоячем положении бычка с перерезанным горлом. Примечательно, что уже на первой стадии работ Кочергиным было найдено «два старинных молотка» - типа употреблявшейся киргизами керки: один был медный, другой - золотой. Но внезапно мощный горный обвал, как злой рок, прервал работы. Жертв, по чистой случайности, не было, но для расчистки обвала требовались большие силы и средства. К тому же местные власти, поняв, что клад - вполне реальное дело, нового разрешения на раскопки не дали. Прошло четверть века. Но дух кладоискательства у энтузиастов не погас. И вот в 1952 году те же компаньоны - Галкин, Кочергин, Усенко - обращаются официально к властям во Фрунзе с просьбой финансировать новые раскопки. Заявителей энергично поддержал бывший начальник управления милиции Иссык-Кульской области Э. Алиев. Он очень хотел помочь стране, задыхающейся без свободно конвертируемой валюты. Как человек дела Э. Алиев сразу же пригласил на место предполагаемого клада инициаторов - И. Кочергина, проживавшего тогда в селе Нарынкол Казахской ССР, И. Усенко из Пржевальска. В окрестностях с. Курменты 22-23 сентября 1952 года Э. Алиевым были опрошены местные старожилы-калмаки Мамбет Иваков - 65 лет, Оскамбай Шайбиров - 84 лет и его брат Огимбай (80 пет). Аксакалы подтвердили, что от своих предков они слышали легенду о калмакском кладе, зарытом якобы в урочище Беткарагай. М. И. Иваков показал также, что в 1926 году он на месте раскопок, проводившихся русскими и киргизами, сам видел бычка. 22 октября 1952 года при осмотре места, где предполагался клад, было установлено, что в горном массиве имеются пустоты. В одной из таких пустот, согласно заявлению, и должны были находиться золотой и серебряный клады. Инициативной группе были приданы заключенные со взводом солдат охраны, место огородили колючей проволокой, построили смотровые вышки. Лагерь как лагерь и зэки-работники. Интерес оказался настолько живым, да и задействованные органы не привыкли откладывать дела в долгий ящик, что раскопки начали сразу же, несмотря на наступившую зиму, И результаты не заставили себя ждать. Раскопки показали, что на глубине 20-25 метров в скале известняка находится пещерообразное углубление шириной 2-2,5 метра и высотой 1,5 метра, которое полого спускается вниз. Оно оказалось забито мелкими обломками известняка, перемешанного с лессовидным суглинком. Ясно, что эти породы не коренные, а специально были занесены в лаз. Спустя много лет один из участников вспоминал: в результате работ была обнаружена камера в известковых слоях, образовавшаяся в результате растворения последних подземными водами. Камера была пуста, и в ней четко прослеживался грабительский лаз. Попытки обнаружить еще одну камеру, которая могла бы служить местом нахождения сокровищ, не увенчались успехом. Раскопки 1952 года также не были закончены: оказалось недостаточно времени. Наступила весна 1953 года. Умер Сталин. И органам безопасности, возглавлявшим работы, было уже не до кладов. Раскопки законсервировали, лаз закрыли бетонной плитой и.... на многие годы обо всем забыли. А был ли клад? Не мистификация ли это, задуманная Успенским-Усенко? Те, кто непосредственно имел отношение к поискам и знал о их безрезультативности, но не безнадежности, думали о продолжении раскопок. Помнил и ждал удобного случая и Э. Алиев. В 1968 году, уже будучи генерал-майором милиции, он обратился к Председателю Совета Министров республики: «Меня и сослуживца, бывшего начальника ОБХСС Иссык-Кульской области т. Фомичева, - писал он, - до сих пор волнует судьба клада и почему прекращены его раскопки...» Весной 1975 года Э. Алиев повторил свой запрос уже в три адреса: Совет Министров республики, Комитет госбезопасности и президиум Академии наук Киргизской ССР. Летом 1975 года президиум Академии наук направил в Совет Министров Киргизской ССР письмо следующего содержания: «Сообщаем, что районы Иссык-Кульской котловины и Таласской долины имеют много археологических памятников, с которыми народная мопва нередко связывает всевозможные легенды. При проверке большинства подобных приводимых в письме известий они оказываются мифическими. В настоящее время научные исследования, запланированные в Академии наук Киргизской ССР, связаны с актуальными народнохозяйственными проблемами и не предусматривают проведения археологических и геолого-шурфовочных работ по р. Курменты и Ак-Тюбе. Поэтому в ближайшее пятилетие проверить сведения и начать работы по разыскиванию упомянутого клада (вероятнее всего, легендарного), требующие больших ассигнований, не представляется возможным». Молва о мифических кладах вечно будоражит воображение романтиков. Но тут отправной точкой была не пустая молва, а хорошо документированные сведения, исходящие от людей, в компетентности и правдивости которых сомневаться было бы грешно. Во всяком случае, тогда подполковник, а ныне доктор исторических наук Д. М. Малабаев и персональный пенсионер В. Н. Голубин (бывший главный инженер Киргизского геологического управления) и сейчас убеждены, что клад существует, нужно им только серьезно заняться. В. Плоских, член-корреспондент АН
Киргизской ССР; |