Четыре года назад на
«черном» рынке города Сочи появились в продаже
уникальные вещи. Серебряные и бронзовые
статуэтки, наконечники старинных дротиков,
античные вазы. Цены на весь этот античный
антиквариат были хотя и высокими, но совсем не
безумными, так что кое-кто из любителей старины
даже успел пополнить свою коллекцию. Одну из таких древних вещиц предложили приобрести популярному сочинскому адвокату. Тот, желая удостовериться в подлинности античной, как казалось, безделушки, принес ее на экспертизу в Сочинский художественный музей. Там, взглянув на статуэтку, онемели: великолепное изделие древнегреческого мастера! Подобной находке явно могли бы позавидовать коллекции Лувра или Эрмитажа. - Знаешь что, дружище! - посоветовал адвокату директор Сочинского художественного музея Петр Хрисанов. - Ты верни эту штуку продавцу и ни в коем случае не покупай. Судя по художественной ценности, это достояние государства. Где бы она ни была найдена, принадлежать должна всему народу... В тот же день информация о гуляющих по «черному» рынку античных вещах была передана сотрудникам Сочинского управления ФСБ. Дальше все развивалось молниеносно. Уже спустя неделю было установлено, что через подставных лиц уникальными вещами пытается торговать житель поселка Казачий Брод Андрей Чамкин. Среди односельчан он был известен как большой любитель горных путешествий, промышлявший в последнее время поисками кладов. Значит, нашел! Когда парню пояснили всю ценность его находки, он лишь тихо охнул и тут же безропотно все передал специалистам. Несколько уже проданных вещиц работники Сочинского художественного музея тут же выкупили у новых владельцев. Вскоре весь клад сконцентрировался в музейном хранилище. Его уже стали потихоньку называть «сочинским кладом», всем было приятно это делать, поскольку за всю историю города ничего более ценного здесь обнаружить не удавалось. Интерес разбирал - кто этот клад оставил? Когда? И почему? За двадцать лет до этого, в 1976 году, в Краснодаре была издана книга профессора Юрия Воронова «Древности Сочи и его окрестностей». Известный ученый, знаток истории Кавказа, человек высокой культуры в своей монографии доказал, что древние греки несомненно бывали на юго-западном побережье Кубани, в районе Сочи. Судя по археологическим находкам, в устье реки Мамайки находилось греческое поселение. Погребальные комплексы древних эллинов были обнаружены в селах Соболевка и Богушевка. А в междуречье Мзымты и Псоу вообще оказалось множество находок - терракотовые статуэтки и чернолаковые сосуды. За несколько веков до нашей эры местные жители, гениохи, конечно же испытывали влияние культуры Древней Эллады. Но, разумеется, все сочинские находки не могли сравниться с изобилием античных следов, обнаруженных в Горгиппии (Анапа), Гермонассе (Тамань) или Диоскуриаде (Сухум). Поэтому никаких крупных археологических раскопок с целью поиска древнегреческих кладов в районе Сочи не велось. Этим занимались только любители. И вот одному из них с поисками повезло. Что же представляет собой «сочинский клад»? Приведем в этом месте отрывок экспертного заключения, сделанного специально приглашенным в Сочи научным работником Эрмитажа Ольгой Семеновой. «Этот уникальный комплекс памятников античного мира включает 26 изделий декоративно-прикладного искусства из золота и серебра, оружие и детали конской упряжи из железа, шлем и предметы быта из бронзы. Центральное место коллекции занимают три серебряные чаши-фиалы, фрагменты и ручки сосудов, два круглых декоративных фалара (украшения для щитов). Тематика рельефов, изящество художественного решения, стилистическая ясность и цельность, прекрасное качество исполнения, присущие данным предметам, позволяют отнести их к произведениям ведущих художественных центров Древней Греции, выполненным в период расцвета античного искусства, в V-IV веках до нашей эры. Несомненная художественная ценность данных памятников позволяет отнести их к разряду немногих редких находок, имеющихся в музеях России только в единичных экземплярах». Комментируя эти строчки, можно только добавить, что такой цельной коллекции в Эрмитаже пока нет. Специалисты этого чудесного музея уже заинтересовались найденными в Сочи вазами, уникальной серебряной статуэткой козла, фаларами, на одном из которых изображена Медуза Горгона, а на другом - сцена охоты. Замечательно также сохранились эллинский шлем, сарматские мечи и наконечники копий. Мы очень часто говорим о том, что не умеем толком распоряжаться своими богатствами. В применении к «сочинскому кладу» эти слова точны как никогда. С сентября 1997 года все предметы находятся в музейном хранилище без какого-либо движения. Их можно было бы выставлять на международных выставках, зарабатывать на этом валюту. Но для этого надо провести реставрацию, на нее требуется 73 тысячи рублей. Не ахти какие большие деньги. Но в бюджете Сочинского городского управления культуры их нет. Для того чтобы все находки можно было экспонировать, нужны специальные стенды с небьющимися стеклами. Денег на такие стенды тоже нет. Уникальные находки, которые могут считаться достоянием всей России, пока просто пылятся. И на письма о помощи, которые рассылаются руководством Сочинского художественного музея, ответов пока не поступает. Горькие слова, правда? В 1873 году влюбленный в поэму Гомера «Илиада» немецкий археолог Генрих Шлиман поехал искать Трою. Нашел руины нескольких древних стен неподалеку от турецкого города Канаккале. Интересных произведений искусства и предметов быта там было крайне мало. Да и за точность того, что это была именно Троя, никто не мог поручиться. Но практичный Генрих Шлиман поднял такую шумиху, что на побережье Эгейского моря до сих пор едут тысячи туристов из разных стран. А ведь кроме «Илиады» Гомера есть еще и «Аргонавтика» Аполлония Родосского. На своем легендарном судне «Арго» древние эллины плыли как раз к берегам Кавказа. Так, может быть, это именно они по какой-либо причине основали культовое место на безымянной горе неподалеку от села Голицыно в черте города Сочи? Может быть, попытаться открыть эту тайну клада? Право, это может обернуться притоком туристов. Игорь
Сизов. |